Телевизор против детей
Телевизор против детей
Яркие добрые мультики, познавательные программы о природе, развивающие детские передачи – ну как же лишить всего этого современного богатства наших малышей? Ведь телевизор делает детей такими всезнайками, адаптирует к жизни. Неужели вернуть их к допотопным временам?
Психологи утверждают: телевизор до трёх лет несёт несравнимо больше вреда развитию ребенка, чем пользы. И дело даже не в зрении - всё гораздо глубже: речь о развитии воображения, творческих способностей, мышления и внутренней речи.
Рассказывает детский психолог, монтессори-педагог центра «Вершина» Ирэна Пахомова.
Он всё придумал за меня
- Рассуждая о развивающей пользе телевизора для маленьких детей, родители выдают желаемое за действительное. Да, ребёнок «в курсе» - он, как и сверстники, знает, кто такие смешарики и прочие телепузики, погружаясь в яркий мир мультфильмов. Но зато сколько в это время он теряет для своего развития, сколько нужного в это время не сформируется!
Дело в том, что до трёх лет в мозге человека формируются эмоциональная сфера, фантазия, творческие способности и самое главное – мышление, в том числе абстрактное, и внутренняя речь. Заполнишь пространство ребёнка в это время мельтешением готовых образов и звучащими «сами по себе» речевыми шаблонами – развитие начинает отставать. Причём по всем направлениям! Например, специалисты невооружённым глазом видят у малышей недоразвитие речи. Казалось бы, телевизор снабжает слух правильной речью – слушай и запоминай. На деле речь формируется только тогда, когда ребёнок сам участвует в диалоге, сначала с трудом, а потом всё легче называя предметы, формулируя свои мысли. Телевизор в избытке предоставляет речевые шаблоны, но их пассивное восприятие ребёнком попросту засоряет мозг – ведь отвечать, объяснять и рассказывать телевизору ничего не надо.
Телевизор, «видик» и кассеты с мультфильмами (какими бы положительными по сюжету они ни были) порой могут сыграть прямо-таки роковую роль: они помогают формировать внутреннюю пустоту. Дело в том, что яркий экран заполоняет собой огромную часть времени малыша, там, в этом телемире, идёт жизнь, герои веселятся, плачут и совершают поступки – сиди себе и наблюдай со стороны! При этом, во-первых, от маленького зрителя вовсе не требуется особо думать и участвовать в действии, он в этом «празднике жизни» сторонний статист. А во-вторых, развлечение приходит само собой в любое время – не надо ломать голову, чем себя занять, какую игру придумать, какой замок и из каких подручных средств построить. Фантазия, можно сказать, потихоньку атрофируется за ненадобностью, внутренняя речь не востребована, придумать ролевую игру получается с трудом. Да и вообще, чтобы играть, лепить, рисовать, строить (инстинктивная потребность ребёнка!), уже требуется тяжкое усилие, ведь это нужно задумываться.
Пройдёт всего несколько лет – и вот уже ваш школьник, приходя из школы, на долгие часы утыкается в экран… Позже, чтобы заполнить внутреннюю пустоту, телевизора может оказаться мало – и не дай бог, потребуются не менее приятные и одинаково пассивные возбудители эмоций – алкоголь, табак, наркотики. Ведь привычки к творческому выстраиванию своего времени не сформировано…
Лучше жевать, чем говорить
Рекламный ролик и вовсе может сослужить дурную службу в развитии малыша. Реклама, создаваемая чаще всего грамотными специалистами, могучим образом привлекает внимание. Приёмы манипулирования просты и известны: рекламный ролик – это быстрая, динамичная смена ярких картинок, более громкий, чем обычно, звук, эмоциональная насыщенность и нередко наличие хоть и короткого, но вполне законченного сюжета. Ну прямо сказка для ребёнка! Ролик становится порой даже более привлекательным, чем долгий мультик.
Если малыш оказался под воздействием рекламы и просит у родителей растишку – это ещё не беда. Но под воздействием заложенных в ролик образов подсознательно формируется страсть к лёгким деньгам и лёгкому сексу. В рекламе все даётся человеку легко и без труда: съел батончик – и ты автоматически окружён друзьями, вокруг тебя веселье, и ты купаешься в счастье. Зачем тогда выстраивать отношения, трудиться? Удивительно, но, с виду примитивный, этот стереотип прочно оседает в закоулках подсознания и диктует уже свои условия.
Кроме того, просмотр телевизора и видео сильно влияет на формирование усидчивости и концентрации внимания: дети, с первых месяцев жизни живущие в доме, где фоном работает телевизор, потом не могут сосредоточиться на любом из занятий - то за одно схватятся, то за другое – и ни на чём больше минуты внимание не задерживается. Причина – перевозбуждение нервной системы. Специалисты называют таких ребятишек гиперактивными, им очень тяжело потом учиться в школе…
Дети, которые много смотрят ТВ, сложно воспринимают информацию на слух, не выстраивают взаимо-связь частей текста, плохо запоминают, имеют обеднённую, скудную, непоследовательную речь – ведь навык думать слаб.
Чем затмить экран?
Психологи дают совет: если в комнате малыш до года – лучше вообще не включать телевизор, а стараться смотреть любимые сериалы, пока он гуляет, спит или занят игрой в другой комнате. Заполз в «зону телевизора» - не задумываясь, выключаем!
Более того, надо постараться, чтобы малыш прожил без телевизора, мультфильмов и компьютера хотя бы до трёх лет, когда будет в основном сформирована база – эмоциональная сфера, мышление, внутренняя речь. Понятно, что взрослым очень удобно «нейтрализовывать» ребёнка мультиком – ведь своими делами тоже надо заниматься и в тишине приятно побыть. Да и фанатизм в «телевизионной теме» тоже не уместен – не надо ничего запрещать категорически, и если вы пришли в гости, а там мультики – это не трагедия. Просто в такой ситуации не стоит тешить себя мыслью, что экран для чада – благо. И самое главное, всеми силами уменьшаем время просмотра.
Чем заменяем «ящик»? Конечно играми! Рисованием, лепкой, строим из кубиков, лепим из глины, купаем игрушки. И самое главное – играем в ролевые игры: в дочки-матери и парикмахерскую, в магазин, доктора, принцесс и зоопарк. Для настроения пусть звучит хорошая музыка. И еще, конечно, читаем книжки, рассматриваем картинки. Хорошая альтернатива телевизору – аудиокассеты с записями сказок: фантазия и абстрактное мышление у ребёнка работают бурно, ведь он представляет всё услышанное.
Родители могут возразить: детские книжки с цветными картинками тоже предлагают готовые образы. Психологи возражают: картинка в книжке статична, она позволяет домысливать, активно переживать события сказки. «Есть детские программы, которые учат самых маленьких дружбе, доброте и любви», - утверждают родители. Это замечательные качества, но они войдут в сознание прочно и по-настоящему из книжек, игр и разговоров с родными – когда мышление включено!
Когда же телевизор и мультики уже законно поселяются в доме и возраст позволяет, родителям стоит внимательно отбирать, что смотрит ребёнок. Агрессия мультгероев ни к чему хорошему не приведёт, и потому нет ничего лучше русских народных сказок и старых добрых русских мультиков. А для развития воображения можно «оживить» Винни-Пуха, Кролика, Карлсона и остальных – пусть они станут участниками не виртуальных, а самых настоящих игр малыша.